Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 177 с кадетскими классами»
городского округа Самара


г. Самара, Куйбышевский район,
ул. Новокуйбышевское шоссе, д. 54

+7 (846) 330 16 50

Воспитательная деятельность школы

Учебный план внеурочной деятельности в 2015-2016 учебном году

Открыть документ


Результаты внеурочной деятельности школьников в 2014-2015 учебном году

Открыть документ


Структура взаимодействия МБОУ СОШ № 177 г.о. Самара с государственными и общественными организациями Куйбышевского района в рамках социально-педагогического комплекса

Открыть документ


Воспитательная работа в школе

Сегодня российскому обществу необходимо восстановление духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, создание основы для патриотического воспитания молодого поколения. Возрождение кадетского образования — решение данного социального заказа, так как кадетские школы — это не только система образования, но и система воспитания.

Основная цель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Для достижения цели и задач необходимы изменения в образовательной системе, интенсификация учебно-воспитательного процесса, широкое внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, интеграция общего и дополнительного образования, построение образовательного процесса.

Цель программы: развитие у кадет гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи

  • Создать единую функциональную систему образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих сплочение педагогического и ученического коллективов. Благоприятные условия для подготовки кадет к осознанному выбору профессии, поступлению в высшие учебные заведения, для развития кадетов в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.

  • Обновить содержание образования и повысить его качество через использование кадетского воспитания.

  • Разработать систему использования кадетского воспитания в образовательном процессе.

  • Организовать работу педагогов по формированию кадетского воспитания.

  • Совершенствовать организационно-педагогические условия.

  • Развивать внешние связи МБОУ Школы № 177 г.о. Самара.

Общие положения

Кадетское образование — уникальная образовательная система, воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара.

Для кадетского образования характерно создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, духовного, эстетического развития личности кадета. Развития их способностей и творчества, формирования организаторских и лидерских качеств. Формирование у кадет адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе. Создание основы для осознанного выбора и освоения профессии; воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.

Кадетское образование — особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением ритуалов, полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии кадет; сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.

Кадетское образование — составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных. Кадетский компонент включает военно-спортивную подготовку, изучение иностранных языков, этику и эстетику, этикет общения, духовное воспитание.

И сегодня приоритетами кадетского образования являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара — это не специализированное военное образовательное учреждение, а школа для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

Кадетское воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность участников образовательного процесса по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Кадетское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Структура реализации кадетского воспитания

Открытые школой в 2015 году кадетские классы наследуют и бережно хранят историю и традиции кадетского движения. Педагогическая деятельность в кадетских классах строится на основе ценностей духовной культуры кадет, к которым относятся любовь к Отечеству, своему народу, преданность идеалам своей Родины, способность отдать свою жизнь за ее процветание.

Фундаментом воспитательного процесса в кадетских классах является идея подготовки юношей к будущей службе Отечеству. Посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Родине, сознательному повиновению закону и чувств чести и добра.

Образованием и воспитанием кадет занимаются высококвалифицированные специалисты, среди которых отличники народного просвещения, почетные работники общего образования РФ. Все это не может не сказаться на уровне образования кадет, престиже школы, на ее авторитете.

Офицеры-воспитатели в кадетских классах определяют кадетское воспитание как строго согласованное с общими началами российского государственного устройства систему формирования личности кадета. С целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще, посредством сообщения каждому кадету тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, воспитуемых у кадет специально подготовленными педагогическими кадрами.

Педагогический коллектив школы полагает, что кадетское образование это четко регламентируемая система представления кадету необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное и среднее общее образование.

Среди отличительных особенностей кадетского образования и воспитания выделяют следующие моменты:

  • воспитание и образование в коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности. В организации со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований. Организации внутренней службы и внутреннего порядка, Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей должны быть основаны на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;

  • с раннего возраста кадетам должно быть привито чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышение чувства собственного достоинства. С раннего возраста кадеты привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их ума и характера должен становиться дисциплинированным и организованным;

  • единые программы базового образования, в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного немедленно реагировать на все недостатки и упущения, представляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам.

  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого кадета позволяет организовывать целенаправленную профессиональную ориентацию, а также оказывать помощь кадету правильно выбрать свой жизненный путь.

Учебно-воспитательная работа МБОУ Школы № 177 г.о.Самара строится в соответствии с достижениями современной науки, требованиями педагогической и военной практики на основе последовательного соединения теоретического обучения с практической подготовкой кадет в аудиториях, полевых учебных центрах и т.п. Весь учебно-воспитательный процесс в кадетских классах проникнут принципами русских воинских традиций, что должно проявляться не только на соответствующих занятиях, но и во всей жизни школы.

Образование в кадетских классах предполагает синтез двух направлений: обеспечение высококачественного общего образования и военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. В МБОУ Школе № 177 г.о.Самара образовательный процесс осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами:

  • образовательной программой дошкольного образования;
  • образовательной программой начального общего образования;
  • образовательной программой основного общего образования;
  • образовательной программой среднего общего образования;
  • дополнительными образовательными программами.

В школьном учебном плане всех уровней образования в полном объеме представлены основные предметные области, предусмотрено увеличение учебных часов на изучение математики, физики с целью подготовки выпускников к поступлению в высшие военные учебные заведения.

Основы военных знаний, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура — предметы кадетского воспитания

С 1 по 9 классы изучается предмет «Основы военных знаний», включающий в себя следующие разделы: военно-специальная подготовка, военно-медицинская подготовка, военная топография, огневая подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, радиационная, химическая, биологическая защита, история Российской Армии и Вооруженных Сил РФ.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 11 классы как самостоятельный учебный предмет.

Физическая культура помимо уроков включает все режимные моменты: зарядку, прогулку с активными играми, массовые спортивные мероприятия, занятия в спортивных секциях.

Важным в реализации кадетского воспитания является создание системы воспитательной работы, главная цель которой — создание общего воспитательного пространства и воспитывающей жизнедеятельности кадет с использованием потенциала МБОУ Школы № 177 г.о.Самара. План воспитательной работы разрабатывается в соответствии с планами учебного процесса, методического объединениями учителей, воспитателей, классных руководителей, дополнительного образования, социально-психологического процесса, военно-патриотического воспитания.

В МБОУ Школе № 177 г.о.Самара традиционно проходят следующие мероприятия: торжественная линейка посвященная Дню Знаний, церемония принятия присяги кадет, мероприятия, посвященные праздничным датам календаря, смотр строя и песни, вокальные конкурсы и другие.

В течение учебного года оформляются выставки рисунков «Учитель-профессия дальнего действия, главная на Земле», «Образы героев» посвященная Дню защитника Отечества, «День Победы», «День космонавтики и другие; совершаются экскурсии по историческим местам Самарской земли; проводятся спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, подтягиванию, настольному теннису, футболу, военно-прикладному спорту.

Одна из форм работы — уроки мужества, посвященные датам боевой славы Российской Федерации. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны их рассказы о боевых буднях и праздниках – яркие примеры героизма, самопожертвования, стойкости и мужества. Традиционное общешкольное мероприятие «Встреча поколений» с участием совета ветеранов, участников боевых действий в Афганистане, Чечне.

Военно-патриотическое и гражданское воспитание

Основой военно-патриотического и гражданского воспитания является создание условий для самореализации и самоопределения каждой личности, соблюдение определенных научно обоснованных принципов и подходов к воспитанию.В своей работе мы придерживаемся важнейших, на наш взгляд, психолого-педагогических принципов:

  • личностно-ориентированный подход, который означает признание каждого ребенка наивысшей ценностью, признание его прав, уважение к нему как к личности; умение увидеть в ребенке то положительное и ценное, с помощью которого можно искоренить имеющиеся в ребенке недостатки;

  • культурологический подход, обеспечивающий приобщение кадет к культуре, формирование эстетического вкуса;

  • средовый подход, позволяющий включить в деятельность детей заботы социума, ближайшего окружения, где особое место отводится сотрудничеству с семьей, центрами развития и досуга, общественными организациями и т.д.;

  • деятельностный подход, который состоит в понимании того, что ребенок, находясь в кадетском корпусе «полного дня» с утра до вечера, не готовится к будущей жизни, а уже живет реальной, сегодняшней жизнью, и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т.д.;

  • дифференцированный подход в воспитании предполагает отбор содержания, форм и методов с учетом специфических позиций участников в воспитательном процессе, этнических, религиозных, исторических, культурологических условий;

  • гендерный подход, позволяющий учитывать особенности социального поведения и личностного развития именно мальчиков, в процессе воспитания и становления настоящих мужчин;

  • целостный подход, так как воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами;

  • комплексный подход, позволяющий воспитывать какие-либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди. Деятельность в школе организована так, что в ней человек раскрывается с разных сторон.

Эти принципы помогают реализовать Программу по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию кадет.

Социально психологическое сопровождение направлено на обеспечение условий сохранения физического и психического здоровья участников образовательного процесса и осуществление содействия полноценному личностному развитию и социальной адаптации кадет, в ходе которых решаются следующие задачи:

Реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возрастного этапа

Подростковый период — важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяют всю последующую жизнь. Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение — умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность.

Главная задача взрослых – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между взрослыми и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Предлагаемая программа «Я подросток» предназначена в помощь учителям, воспитателям, психологам, родителям, всем тем, кто заинтересован в нормальном становлении и развитии подростка;

Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди кадет. Существующие в стране социальные проблемы — наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь кадет от подобного будущего.

Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задача педагогов и воспитателей помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Работа, направленная на профилактику безнадзорности и правонарушений среди кадет. В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивных веществ, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным особенностям кадетам. Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: «Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком» (Сухомлинский, 1983, с. 3).

Действительно, мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Наконец, общество в целом заинтересовано в увеличении числа умных людей, потому что именно от них зависит улучшение качества жизни большинства граждан.

Просвещение участников педагогического процесса, пропаганда здорового образа жизни с целью формирования общей психологической культуры населения. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья кадет, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Оказание практической помощи кадетам по профориентации. Для старшеклассников, не существует более значимой в социальном плане проблемы, чем выбор собственного профессионального пути, ведь с определенной профессией связана основная часть жизни человека. Однако, как показывает практика, к окончанию школы многие выпускники особенно 9 классов, плохо ориентируются в мире профессий, востребованных современным рынком труда, не знают особенности большинства из них, испытывают затруднения в выборе профессии, — и в результате, этот выбор становится случайным.

Работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно – транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.

Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.

Работа, направленная на профилактику межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Способность своевременно обнаружить те или иные проблемные, конфликтные точки, найти не репрессивные, но объединяющие сообщество восстановительные решения является индикатором готовности граждан страны и органов власти к ответам на возникающие социально-экономические, демографические, миграционные и культурно-цивилизационные вызовы.

Дополнительное образование в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара — специфический целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности в интересах кадет.

Дополнительное образование создает условия для формирования всесторонне развитой личности кадет, расширяет и дополняет возможности кадетского образования. Обучение и воспитание кадет в условиях кадетской школы имеют свои особенности. В этой связи актуальным является развитие системы мероприятий по обеспечению их занятости во внеурочное время.

В школе ведется дополнительное образование по пяти направлениям:

  • военно-патриотическому;
  • физкультурно-спортивному;
  • художественно-эстетическому;
  • культурологическому;

Сектор дополнительного образования имеет ряд специфических черт: свободный выбор кадетом видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности кадета; возможность свободного самоопределения и самореализации кадета; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа процесса дополнительного образования.

Целью художественно-эстетического направления является формирование творческих способностей личности кадета, развивает слух, укрепляет память. Это направление представляет следующие дисциплины: «Хоровое пение», «Театральная студия», «Хореография».

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной военизированной деятельности в кадетских классах является процесс непрерывного воинского воспитания.

Для ранней профессиональной ориентации и подготовки кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще военная дисциплина включает в себя два раздела: строевая подготовка и военно-прикладная физическая подготовка.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию кадет. Кадеты, занимающиеся в секциях по таким видам спорта, как: волейбол, футбол, теннис, каратэ, ткехвондо.

Воспитание социализации и духовно-нравственного развития

Социально - экономические и политические изменения в обществе привели МБОУ Школу № 177 г.о.Самара к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон системы воспитательной работы, её приоритетных направлений.

Реализация Программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития кадет будет способствовать выполнению социального заказа общества: воспитание гражданина страны как одно из главных условий национального возрождения.

Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию кадетом своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Противодействие экстремизма и профилактика терроризма

Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.

Усиление борьбы с экстремизмом ведется с очевидными уголовно наказуемыми действиями - терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий, созданием незаконных вооруженных формирований, осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.

Антикоррупционное воспитание

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у кадет антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода.

Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания.

Экологическое воспитание

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с программой развития школы с кадетскими классами центральное место в воспитательной системе занимает формирование у кадет экологической культуры.

Внешние связи МБОУ Школы № 177 г.о. Самара

Любое современное образовательное учреждение не может функционировать в закрытой системе. Образовательная среда МБОУ Школы № 177 г.о.Самара характеризуется открытостью и доступностью. Наше учреждение сотрудничает с 23-ей отдельной мотострелковой бригадой, местным отделением Куйбышевского района Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил РФ, МЦ «Диалог», Центром «Семья» Куйбышевского района, КДН Куйбышевского района и тд.

Ожидаемые результаты

Создание единой функциональной системы образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития кадет в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.

Конечный результат работы МБОУ Школы № 177 г.о.Самара — это выпускник-патриот с активной гражданской позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию и службе Отечеству на гражданском и военном поприще.